Обычная версия сайта Обычная версия сайта
Корзина очистится через 00:00 мин.

Касса BRAVO!

  • Телефоны: *3221 или 072-275-3221
  • 08:00-22:00, пт: 08:00-15:00, сб: 09:00-21:00
Балет и танец

Иерусалимский балет — Memento

Архив Даты: 1 сентября 2019

Продолжительность: 1 час 40 минут, с антрактом

«Иерусалимский балет» представляет мировую премьеру: Memento

Новый балет художественного руководителя труппы «Иерусалимский балет» Нади Тимофеевой Memento посвящен памяти еврейской танцовщицы Франциски Манн, подстрелившей двух нацистских офицеров во время эротического танца в Освенциме. Ее героический – и, безусловно, завораживающий своей дерзостью поступок по сей день остается одним из самых необычных актов еврейского сопротивления.

«Сама по себе тема балерины, которая не сдаётся, мне очень близка, потому что это суть нашей профессии, – говорит Надя Тимофеева. – С самого юного возраста всем, кто занимается балетом, приходится бороться, бороться против собственной природы – потому что балет абсолютно противоестественное искусство, основанное на очень жесткой дисциплине. Тебе приходится постоянно преодолевать физическую боль, быть сконцентрированным, делать всё очень быстро – только тогда ты сможешь всё преодолеть. Логично, что именно у балерины хватило сил и наглости дать отпор палачам».

Франциска Манн, урожденная Розенберг, появилась на свет в 1917 году в Варшаве, в еврейской семье. С детства занималась балетом, училась у лучших педагогов, считалась одной из самых красивых и перспективных молодых балерин своего времени. В начале Второй мировой войны стала узницей Варшавского гетто, однако продолжала танцевать в клубе «Мелоди Палас», где развлекались высшие немецкие чины. В 1943 году ее с тремя другими тысячами евреев отправили в комфортабельном поезде якобы в немецкий лагерь Бургау на юге Германии, чтобы оттуда переправить в Швейцарию, а далее – в Латинскую Америку, подальше от войны. Ехали долго, пока поезд не остановился в концлагере Освенцим. Там новоприбывшим предложили «принять душ в целях дезинфекции». 26-летнюю Франциску вместе с другими женщинами отвели в барак, который на самом деле был раздевалкой рядом с газовыми камерами.

Существуют две версии того, что случилось дальше. Согласно одной из них, Манн начала медленно раздеваться, размахивая в воздухе одеждами и совершая соблазнительные танцевальные движения. Нацистские офицеры не сводили с девушки глаз: ее стриптиз буквально загипнотизировал охранников. Пользуясь моментом, она внезапно напала на одного из нацистов, выхватила у него оружие и произвела три выстрела, в результате которых были ранены два офицера. Прибежавший на звук выстрелов комендант Освенцима Рудольф Хёсс приказал перекрыть выходы из раздевалок и расстрелять всех. Согласно другой версии, Франциска покончила с собой с помощью отнятого пистолета. Так или иначе, 23 октября 1943 года Франциска Манн погибла в лагере смерти Освенцим-Биркенау.

Эта удивительная история, рассказанная языком современной неоклассики, впервые выводит на сцену незнакомый большому балету эпизод времен Катастрофы. Серия захватывающих картин повествует о жизни и смерти Франциски с 1939 по 1943 годы: о первых днях ее триумфа на балетной сцене, о жизни ее семьи в оживленной Варшаве, о нацистском вторжении в Польшу, о ее выступлениях в ночном клубе, о ее пребывании в гетто и о ее последнем танце в лагере смерти.

В балете Memento участвуют 12 танцовщиков, причем на роль отца героини Тимофеева пригласила Адама Гринфельда, инвалида-колясочника, ветерана ЦАХАЛа, который долгие годы танцует в спецпроектах и даже победил в нескольких конкурсах. В написании либретто Наде помогал известный российский писатель Михаил Садовский, в создании дизайна и костюмов – скульптор Инна Полонская. И, наконец, дивный саундтрек балета составлен самой Надей Тимофеевой из музыки Бетховена, Равеля, Шопена, Лорда Бернерса и Исаака Шварца.
Премьера спектакля Memento пройдет 1 сентября в 21:00 в Центре Сюзанн Даляль в Тель-Авиве